Uznews.net - В Узбекистане ускорились темпы обесценивания национальной валюты - сума. Сегодня на «черном рынке» страны за один доллар США дают 2500 сумов, а в начале года - 2250 сумов. Такого резкого падения, по мнению некоторых специалистов, не было с момента введения национальной валюты.

“Во всем мире курс доллара понижается, а у нас он повышается.  Плюс к этому узбекский сум резко “худеет”. То есть идет двойное снижение курса сума”, - говорит ученый-экономист, не пожелавший назвать свое имя.

По официальным данным, инфляция в стране остается невысокой. Но если учесть рост цен при обесценивании сума, а также то, что доходы населения растут только в абсолютном значении, а относительно доллара уменьшаются, все эти процессы говорят о том, что реальная инфляция гораздо выше, продолжает собеседник.

Дефицит наличности

При этом в стране остро стоит проблема нехватки наличности. Об этом говорят все наши собеседники – от простых жителей до специалистов-экономистов и банкиров. 

“Мой дом снесли, и мне за него полагалась компенсация, - говорит Карим. – Пришлось несколько раз ходить в банк, и мне каждый раз говорили, что нет наличности. Я вынужден был обратиться с жалобой в вышестоящие органы. И даже после этого пришлось дать «откат», чтобы со мной произвели расчет”.

Работник одного коммерческого банка эту ситуацию пояснил следующим образом:

“Да, действительно, получить наличность в банках нелегко, так как к нам самим, то есть в банки, поступает мало наличных денег. Между банками и сферами торговли и услуг заключены договора на сдачу выручки, т.е. наличности. Но предприниматель никогда не понесет в банк всю свою выручку”.

Куда же деваются наличные деньги?

По мнению сотрудника Центрального банка, с которым нам удалось поговорить, наличные деньги сконцентрированы в руках узкого круга лиц, таких как валютные спекулянты, или же наличность залёживается в авиационных  кассах, у предпринимателей, которые боятся хранить свои сбережения в банках.

Несмотря на всевозможные указы и постановления, нацеленные на привлечение в банки вкладов населения и их защиту, граждане по-прежнему не доверяют банкам.

“Население и банки нужны друг другу, - говорит банкир. - Банки хотят консолидировать сбережения населения и перераспределить эти финансовые ресурсы, то есть взять деньги у тех, у кого они есть, дать их в форме кредитов и займов тем, кто в них нуждается, и сделать на этом деньги, то есть иметь проценты.

В идеале людям тоже выгодно принести свои сбережения в банк, так как они с этого будут иметь определенный доход. К тому же, каждому хочется надежно хранить деньги в банке при условии, что в нужное время они смогут получить необходимую сумму обратно”.

В Узбекистане все не как у людей

Однако ситуация в Узбекистане далека от идеала и порой не имеет ничего общего с классической моделью банковской системы.

“Правительство Узбекистана за годы независимости приняло более 150 законов, постановлений, указов и других нормативных актов по реформированию банковской системы”, - говорит доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного юридического института.

Так, вышел закон «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках», обеспечивающий надежные гарантии возмещения вкладов в полном объеме, независимо от их размеров.

Были подписаны постановления «О дополнительных мерах по либерализации условий и обеспечению гарантий вкладов населения в коммерческие банки» и «О дополнительных мерах по дальнейшему стимулированию привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки».

“Однако пока реформировать банки не удалось, так как нормативные акты зачастую противоречат друг другу, - продолжает наш собеседник-юрист. - Но главное, конечно, в том, что банки не могут нормально функционировать в условиях жесткого административного регулирования и тотального правительственного контроля. Банкам надо дать свободу”. 

Отсутствие реальной экономической свободы сказывается и на том, что в стране ощущается острая нехватка наличности, а значит «бюджетники» не получают вовремя свою зарплату, с задержкой выдаются пенсии и пособия.

Борьба с дефицитом наличности

Чтобы решить проблему с наличностью, которая в свою очередь напрямую влияет на уровень инфляции, были предприняты серьезные меры по внедрению безналичного расчета посредством пластиковых карт.

Однако это привело к тому, что обладатель такой карточки вынужден переплачивать за товар, покупая его в магазине или супермаркете вместо того, чтобы идти на базар.

“Отсутствие наличности в банке ударило и по нам - пенсионерам, - говорит Муродилло. - Нас заставили перейти на пластиковые карты, но когда мы приходим в банк для получения пенсии, народу там бывает много, а денег зачастую нет. Иногда возвращаемся домой с пустыми руками, потратившись на дорогу, потеряв время”.

Но главное, за последние двадцать лет не было такой дороговизны, как сейчас, эмоционально говорит пенсионер.

С ним соглашается и врач поликлиники, которая тоже получает зарплату на пластиковую карту:

“Мы, работники бюджетной сферы, покупаем по пластиковым карточкам товары и продукты по высокой цене”, - говорит он.

Почему за безналичный расчет дороже

А директор магазина, в котором есть терминал для пластиковой карточки, видит ситуацию со своей колокольни:

“Мы вынуждены продавать товары по завышенной цене, так как у нас столько своих проблем, о которых покупатели даже не догадываются. - Обслуживающий нас банк за установку терминала ежемесячно снимает со счета 20 евро по курсу. Ежедневно расходуется одна пачка ленты для терминала, которая стоит 2000 сумов, за месяц набирается 60 тыс. сумов. Каждые 2-3 дня поступившую сумму терминала активизируем в банке. К тому же ремонт терминала за наш счет и т.д.”.

По мнению директора магазина, подобная ситуация будет продолжаться до тех пор, пока существует реализация товаров за наличный и безналичный расчет и между ними остается разница.

Опять двадцать пять...

Такая «традиция» началась еще в 90-е годы, когда на товары и услуги устанавливались разные цены в зависимости от формы оплаты – по перечислению была одна цена, а за наличные - другая.

В Узбекистане такое практикуется до сих пор. К примеру, в автосалонах страны цены на автомобили были вывешены как за наличные, так и перечислением. Только с апреля сего года указывается единая цена, хотя по перечислению нужную автомашину купить очень трудно.

2011 год в Узбекистане объявлен Годом развития малого бизнеса и предпринимательства. Правительством предусмотрено развитие надомного труда, домашних ремесел, в которые входит и заготовка овощей, фруктов и других сельхозпродуктов, а также занятия скотоводством, овцеводством и др.

“Для развития надомного труда необходимо произвести закуп животных и продуктов наличными, – говорит предприниматель, директор малого предприятия. - А отсутствие наличности в банках отрицательно влияет на развитие этой отрасли, за счет чего себестоимость продуктов дорожает. В результате опять страдает обычный узбекский потребитель”.